Статья с сайта Российской газеты. В Верховном суде РФ презентуют итоги эксперимента по интеграции государственной автоматизированной системы «Правосудие» с электронной системой арбитражных судов «Мой арбитр».
Это важное событие не только в юридическом мире. Когда проходило объединение Верховного и Высшего арбитражного судов страны, многие юристы-практики больше всего волновались именно за судьбу системы «Мой арбитр», не рухнет ли? Сейчас уже можно дать ответ: нет, не рухнет. Более того, суды общей юрисдикции внедрят лучший электронный опыт. Сейчас Судебный департамент готовит соответствующую техническую базу, чтобы высокие технологии дошли до самых отдаленных судов страны.
Как заявил «РГ» руководитель информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие» Леонид Юхневич, уже в скором будущем в России электронное правосудие начнет работать в полном объеме, на это указывают последние готовящиеся и вступившие в силу законодательные нововведения.
В арбитражных судах давно существует возможность подачи электронных исков. Для судов общей юрисдикции данная функция находится в стадии разработки. Сейчас готовится техническая база, но, чтобы такая возможность появилась, нужны и соответствующие изменения в законе.
Впрочем, понятие электронного правосудия подразумевает не только подачу исковых заявлений и жалоб через Интернет, но и применение в судопроизводстве различных других современных информационных технологий. Например, ознакомление с материалами дела, получение копий документов и представление отзывов на иски в электронном виде, уведомления участников процесса через Интернет или посредством SMS-сообщений, рассмотрение дела в онлайн-режиме и т.п. По словам Леонида Юхневича, в настоящее время ГАС «Правосудие» охватывает около 3000 объектов автоматизации (судов, управлений судебного департамента, органов судейского сообщества), распространена во всех субъектах Российской Федерации и является одной крупнейших информационных систем нашей страны.
Единый банк данных интернет-портала ГАС «Правосудие» составляет на сегодняшний день более 10 миллионов дел, любое из которых можно быстро найти с помощью контекстного или атрибутивного поиска. Кстати, расширенная система поиска, когда можно найти нужное решение по фамилии или ключевым словам, появилась недавно и пока работает в тестовом режиме. Вы просто вводите ключевые слова в запрос, после чего на экран выводятся результаты.
— Российская ГАС «Правосудие» — одно из лучших проявлений открытости и гласности судебной системы, — подчеркивает Леонид Юхневич. — Об этом позволяет говорить опыт общения с нашими зарубежными коллегами.
Все тексты судебных актов, которые публикуются в системе ГАС «Правосудие», прошли процесс деперсонификации, и фамилии и имена осужденных мы не увидим. Никто не спорит с тем, что полную информацию о судах общей юрисдикции выкладывать нельзя. Адреса, имена потерпевших и прочее должны оставаться в секрете. Тем не менее степень «секретности», по мнению правоведов, еще надо обсудить. Но это вопрос к законодателям. Возможно, некоторые ограничения лучше убрать. Впрочем, по этому поводу есть разные мнения. Доцент кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Светлана Чубукова полагает, что описать точно, какой перечень информации идентифицирует конкретное лицо, невозможно, в каждом конкретном случае перечни могут различаться.
— Поэтому закреплять в законодательстве точный перечень информации, обязательной к удалению из судебных решений, неправильно, — говорит она. — Главное, чтобы для определенных в законе участников судебного разбирательства была реализована возможность сохранения конфиденциальности сведений, относящихся к информации о частной жизни, составляющей личную, семейную тайну. Именно поэтому трудно определить четкий и разумный алгоритм обезличивания, и на практике встречаются абсурдные случаи.
Например, многие суды вычеркивают из судебных решения марки коньяка и сигарет, суммы штрафов, названия автомобилей и прочее. Хотя, почему надо скрывать, что осужденный приехал к месту преступления, скажем, на «Жигулях»? Впрочем, по данным «РГ», сейчас как раз изучается соответствующая практика и вырабатываются единые принципы.